Прямо готовый сюжет для хорошего фильма или сериала Самое худшее, до чего мог додуматься типичный японец XVII века - это не измена сёгуну и не восстание против зарвавшегося даймё. Даже принятие христианства не означало бы для него фатального краха, благо в первые годы Эдо вера в Иисуса Христа в Японии еще не была под запретом. Фатальной, в случае крещённого японца Николая из Манилы, была идея проехать через Москву по пути в Рим прямо в разгар Смутного времени. Вообще, идея отправиться в Европу принадлежит не самому Николаю (настоящее имя японца остается неизвестным). По хорошему, он был всего лишь довеском к куда более интересной фигуре - монаху-августинцу по имени Николай Ме́ло. Этот церковный деятель, родившийся в Испании, а принявший постриг в Мексике, решил на заре 1580-х пересечь Тихий океан и нести слово Божье на Филиппинах. В это время там как раз находилась одна из крупнейших японских колоний, среди жителей которой, предположительно, и оказался наш самурай. Мело стал крестным отцом и наставником неизвестного японца и решил взять его с собой на капитул ордена, созывавшийся в Риме. Остаётся вопрос - зачем Мело понесло в Москву? Ведь были куда более удобные и безопасные способы добраться до Италии. Способы может и были, но Мело оказался удивительным неудачником. Отправившись в 1596 году из Манилы в Гоа, на месте он узнал, что последний корабль до Европы уже ушел. Чтобы не опоздать на капитул, Мело решил двинуть морем в Ормуз, также тогда бывший под контролем Португалии, а оттуда через Персию сухопутным путем дойти до Рима. Идея оказалась очень заманчивой, однако ни в 1598, ни в 1599 году Мело со своим подопечным до Рима не добрались. Что происходило с ними эти два года неизвестно, однако в 1600 году оба приключенца внезапно оказываются в составе персидского посольства, едущего в Европу. Посольство это имело свои собственные цели. Шах Аббас Великий искал союзников против Османской империи и Мело оказался как раз вовремя, так как именно ему шах поручил доставить послания римскому папе и испанскому королю. Поскольку маршрут посольства пролегал по Каспийскому морю и Волге, монах решил добраться до конечной точки маршрута - Москвы - и уже оттуда, через Польшу, доехать до Папского городка. В итоге до столицы Российского царства Мело добрался к осени 1600 года. Казалось бы, всё складывалось удачно. Странники остановились в доме царского придворного врача миланца Паоло Цитадини прямо внутри Кремля. Однако на беду примерно в то же самое время у иноземного врача родилась дочь, которую некому было окрестить. В России того времени совершение католических таинств категорически запрещалось. Однако Мело преспокойно окрестил девочку. Как об этом узнал царский двор доподлинно неизвестно, однако решающую роль сыграл Энтони Ширли. Этот английский путешественник был помощником персидского посла и свое отношение к Мело отчетливо показал в своих записках, в которых неоднократно прохаживался по августинцу. В итоге Мело вменили не только церковное преступление, но и политическое, благодаря найденным письмам шаха. В итоге "чернеца Николая с человеком его" сослали на Соловки отбывать наказание. Весть о несчастье отца Мело и брата Николая достигла Рима и папский нунций в Польше Клаудио Рангони безуспешно ходатайствовал об их освобождении. Но помощь пришла откуда не ждали. С приходом к власти про-западного Лжедмитрия I последовал и указ об освобождении двух католиков. Но когда они освободились и вновь прибыли в Москву в конце мая 1606 года, Лжедмитрия уже успели свергнуть, а на престоле уселся Василий Шуйский. Пришлось Мело со своим японцем вновь возвращаться в ссылку, но на этот раз в Ростов, в Борисоглебовский монастырь. Интересно, что во время этой ссылки Мело начал обмениваться письмами с Мариной Мнишек, содержавшейся в Ярославле. Письма не особенно что проясняют в этом промежутке жизни Мело, кроме того факта, что заключенные не умирали от голода и не были окованы по рукам и ногам, как пишет об этом большинство католических источников. В 1610 году часть монастырских заключенных, среди которых были и двое католиков, перевели в Нижний Новгород. Именно это событие и оказалось фатальным для японца Николая. К тому времени политическая обстановка в России существенно поменялась. Василий Шуйский был свергнут, появился второй самозванец, польские войска стояли в Москве, а часть боярства призывала на царство королевича Владислава. В таких обстоятельствах в Нижнем Новгороде под руководством Козьмы Минина создаётся новое ополчение. Одной из первых его жертв оказался безобидный крещеный японец, казненный 30 ноября 1611 года. В католической литературе это событие часто представляется как подвиг мученичества и как последствие отказа Николая от перехода в православие. Однако нужно учитывать общую картину Смутного времени и небывалвй подъем антикатолических и антипольских настроений. Отрубленная голова Николая вряд ли послужит упреком Второму "народному" ополчению. Однако позиция о том, что Мело с японцем были чуть ли не шпионами Папского престола также не заслуживает одобрения. Как это ни странно, но сам августинец выжил в Нижнем Новгороде и даже смог сбежать к Марине Мнишек и её сторонникам. Помотавшись с ней по Астраханской земле Мело, как и сама Марина, был схвачен возле Яика (Урал) и сожжен на одном из островков в нижнем течении реки. Накамура Ё. Японец в Московии. Возможный источник легенды о Беловодье? // ТОДРЛ. Т.50., 1996. #Предложка@dighistory

Теги других блогов: история Япония Европа